ХОМУТЫ В АВТОМОБИЛЕ

ХОМУТЫ В АВТОМОБИЛЕ
Хомутами в современном автомобиле герметизируют шланги и чехлы шарниров, соединяют и закрепляют трубопроводы, электрические жгуты и многое другое.
Хомуты представляют собой стяжные устройства, натяжение которых, как правило, обеспечивается с помощью специального механизма. Их часто классифицируют по:
виду стяжки — проволочные, ленточные, разъемные, неразъемные;
типу натяжного механизма1 — шплинтовые, винтовые, червячные.
По назначению хомуты бывают герметизирующими, крепежными и специальными.
Хомуты для герметизации
Трубопроводные хомуты предназначены для соединений гибких шлангов с различными штуцерами или патрубками. По конструкции замка их делят на три основные группы.
Винтовые имеют в замке винт с обычной крепежной метрической резьбой, вставленный в отверстия ушек стяжки, и гайку.
Сильно затянуть такой хомут невозможно, поскольку ушки изгибаются3. В основном их используют для тонкостенных резиновых шлангов диаметром до 20 мм.
В винтовых хомутах в качестве стяжки может использоваться лента или проволока. Проволочные применяют в основном для толстостенных шлангов.
Недостаток таких хомутов — вероятность ослабления под действием вибрации из-за незначительности сил трения в резьбе винта.
Червячные снабжены винтом с червячной резьбой, а на ленте выполнены просечки или выступы с соответствующим шагом. При вращении такого винта происходит перемещение ленты и затягивание соединения. Его шестигранная головка “под ключ” (6, 7 или 8 мм) имеет прорези для шлицевой и (или) крестовой отвертки, что позволяет в труднодоступных местах работать разным инструментом. Ленты червячного хомута выполняются:
со сквозными просечками, обладает не очень высокой прочностью и может порваться при монтаже. Через просечки ленты продавливается резина шланга, а при сильной затяжке она повреждается;
без сквозных просечек, с двухсторонними выступами, выдавленными наружу и внутрь. При одинаковых размерах с просечной обладает большей прочностью, но также может быть причиной повреждения шланга;
без сквозных просечек с односторонними выступами только наружу и гладкой внутренней поверхностью. Наиболее совершенна, так как почти не “травмирует” резину патрубка и имеет высокую прочность.
Выпускаются универсальные наборы, включающие в себя длинную ленту с накаткой и замки, чтобы можно было самостоятельно изготавливать хомуты нужного размера.
Крепежные хомуты
Бывают металлическими, металлорезиновыми и пластмассовыми. Имеют различные размеры и конфигурацию, могут быть разъемными и неразъемными.
Резиновый вкладыш в металлическом хомуте препятствует перетиранию фиксируемых деталей, гасит колебания и обеспечивает дополнительную изоляцию электрических проводов.
Специальные хомуты
Хомуты для пыльников шарниров равных угловых скоростей отличаются конструкцией замка от червячных и винтовых хомутов. Они не имеют выступающих частей, так как во время движения автомобиля за замок или конец ленты может зацепиться посторонний предмет и нанести повреждения чехлу. В связи с этим используют хомуты двух типов:
“зажимные” — замок стягивают и фиксируют с помощью специальных или универсальных клещей. Такие хомуты имеют определенный диаметр для установки;
Хомуты для выпускных трубопроводов
имеют конструкцию в зависимости от устройства стыков труб системы выпуска:
с U-образной резьбовой шпилькой (так называемый хомут-стремянка) — наиболее простой по конструкции и дешевый. Не требует разъединения труб при установке. Фиксирует телескопическое соединение труб (внахлест), наружная труба должна иметь разрезы.
с разрезной скобой (“неразъемный хомут”) требует для установки разъединения труб. Фиксирует телескопическое соединение труб (внахлест), наружная труба должна иметь разрезы. Такой хомут обеспечивает лучшую герметичность, чем предыдущий.