ХОМУТЫ В АВТОМОБИЛЕ

22 марта 2017
homut1.ru

ХОМУТЫ В АВТОМОБИЛЕ

Хомутами в современном автомобиле герметизируют шланги и чехлы шарниров, соединяют и закрепляют трубопроводы, электрические жгуты и многое другое.

Хо­му­ты пред­ста­в­ля­ют со­бой стяж­ные уст­рой­ст­ва, на­тя­же­ние ко­то­рых, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма. Их ча­с­то клас­си­фи­ци­ру­ют по:
ви­ду стяж­ки — про­во­лоч­ные, лен­точ­ные, разъ­ем­ные, не­разъ­ем­ные;
ти­пу на­тяж­но­го ме­ха­низ­ма1 — шплин­то­вые, вин­то­вые, чер­вяч­ные.
По на­зна­че­нию хо­му­ты бы­ва­ют гер­ме­ти­зи­ру­ю­щи­ми, кре­пеж­ны­ми и спе­ци­аль­ны­ми.

Хо­му­ты для гер­ме­ти­за­ции

Тру­бо­про­вод­ные хо­му­ты пред­на­зна­че­ны для со­еди­не­ний гиб­ких шлан­гов с раз­лич­ны­ми шту­це­ра­ми или па­т­руб­ка­ми. По кон­ст­рук­ции зам­ка их де­лят на три ос­нов­ные груп­пы.


Хомут 2.jpg.jpg

Вин­то­вые име­ют в зам­ке винт с обыч­ной кре­пеж­ной ме­т­ри­че­ской резь­бой, вста­в­лен­ный в от­вер­стия ушек стяж­ки, и гай­ку.
Силь­но за­тя­нуть та­кой хо­мут не­воз­мож­но, по­сколь­ку уш­ки из­ги­ба­ют­ся3. В ос­нов­ном их ис­поль­зу­ют для тон­ко­стен­ных ре­зи­но­вых шлан­гов диа­мет­ром до 20 мм.

В вин­то­вых хо­му­тах в ка­че­ст­ве стяж­ки мо­жет ис­поль­зо­вать­ся лен­та или про­во­ло­ка. Про­во­лоч­ные при­ме­ня­ют в ос­нов­ном для тол­сто­стен­ных шлан­гов.
Не­до­ста­ток та­ких хо­му­тов — ве­ро­ят­ность ос­лаб­ле­ния под дей­ст­ви­ем ви­б­ра­ции из-за не­зна­чи­тель­но­сти сил тре­ния в резь­бе вин­та.

Хомут 3.jpg.jpg

Чер­вяч­ные снаб­же­ны вин­том с чер­вяч­ной резь­бой, а на лен­те вы­пол­не­ны про­сеч­ки или вы­сту­пы с со­от­вет­ст­ву­ю­щим ша­гом. При вра­ще­нии та­ко­го вин­та про­ис­хо­дит пе­ре­ме­ще­ние лен­ты и за­тя­ги­ва­ние со­еди­не­ния. Его ше­с­ти­гран­ная го­лов­ка “под ключ” (6, 7 или 8 мм) име­ет про­ре­зи для шли­це­вой и (или) кре­сто­вой от­верт­ки, что по­з­во­ля­ет в тру­д­но­до­с­туп­ных ме­с­тах ра­бо­тать раз­ным ин­ст­ру­мен­том. Лен­ты чер­вяч­но­го хо­му­та вы­пол­ня­ют­ся:

Хомут 4.jpg.jpg

со сквоз­ны­ми про­сеч­ка­ми, об­ла­да­ет не очень вы­со­кой проч­но­стью и мо­жет по­рвать­ся при мон­та­же. Че­рез про­сеч­ки лен­ты про­да­в­ли­ва­ет­ся ре­зи­на шлан­га, а при силь­ной за­тяж­ке она по­вре­ж­да­ет­ся;

Хомут 5.jpg.jpg

без сквоз­ных про­се­чек, с двух­сто­рон­ни­ми вы­сту­па­ми, вы­да­в­лен­ны­ми на­ру­жу и внутрь. При оди­на­ко­вых раз­ме­рах с про­сеч­ной об­ла­да­ет боль­шей проч­но­стью, но так­же мо­жет быть при­чи­ной по­вре­ж­де­ния шлан­га;

Хомут 6.jpg.jpg

без сквоз­ных про­се­чек с од­но­сто­рон­ни­ми вы­сту­па­ми толь­ко на­ру­жу и глад­кой вну­т­рен­ней по­верх­но­стью. На­и­бо­лее со­вер­шен­на, так как поч­ти не “трав­ми­ру­ет” ре­зи­ну па­т­руб­ка и име­ет вы­со­кую проч­ность.
Вы­пу­с­ка­ют­ся уни­вер­саль­ные на­бо­ры, вклю­ча­ю­щие в се­бя длин­ную лен­ту с на­кат­кой и зам­ки, что­бы мож­но бы­ло са­мо­сто­я­тель­но из­го­та­в­ли­вать хо­му­ты нуж­но­го раз­ме­ра.

Кре­пеж­ные хо­му­ты

Бы­ва­ют ме­тал­ли­че­ски­ми, ме­тал­ло­ре­зи­но­вы­ми и пла­ст­мас­со­вы­ми. Име­ют раз­лич­ные раз­ме­ры и кон­фи­гу­ра­цию, мо­гут быть разъ­ем­ны­ми и не­разъ­ем­ны­ми.

Хомут 7.jpg.jpg

Ре­зи­но­вый вкла­дыш в ме­тал­ли­че­ском хо­му­те пре­пят­ст­ву­ет пе­ре­ти­ра­нию фи­к­си­ру­е­мых де­та­лей, га­сит ко­ле­ба­ния и обес­пе­чи­ва­ет до­пол­ни­тель­ную изо­ля­цию элек­т­ри­че­ских про­во­дов.


Спе­ци­аль­ные хо­му­ты

Хо­му­ты для пыль­ни­ков шар­ни­ров рав­ных уг­ло­вых ско­ро­стей от­ли­ча­ют­ся кон­ст­рук­ци­ей зам­ка от чер­вяч­ных и вин­то­вых хо­му­тов. Они не име­ют вы­сту­па­ю­щих ча­с­тей, так как во вре­мя дви­же­ния ав­то­мо­би­ля за за­мок или ко­нец лен­ты мо­жет за­це­пить­ся по­сто­рон­ний пред­мет и на­не­с­ти по­вре­ж­де­ния чех­лу. В свя­зи с этим ис­поль­зу­ют хо­му­ты двух ти­пов:

Хомут 10.jpg.jpg

“за­жим­ные” — за­мок стя­ги­ва­ют и фи­к­си­ру­ют с по­мо­щью спе­ци­аль­ных или уни­вер­саль­ных кле­щей. Та­кие хо­му­ты име­ют оп­ре­де­лен­ный диа­метр для ус­та­нов­ки;

Хо­му­ты для вы­пу­ск­ных тру­бо­про­во­дов

име­ют кон­ст­рук­цию в за­ви­си­мо­сти от уст­рой­ст­ва сты­ков труб си­с­те­мы вы­пу­с­ка:

Хомут 11.jpg.jpg

с U-об­раз­ной резь­бо­вой шпиль­кой (так на­зы­ва­е­мый хо­мут-стре­мян­ка) — наи­бо­лее про­стой по кон­ст­рук­ции и де­ше­вый. Не тре­бу­ет разъ­е­ди­не­ния труб при ус­та­нов­ке. Фи­к­си­ру­ет те­ле­ско­пи­че­ское со­еди­не­ние труб (вна­х­лест), на­руж­ная тру­ба долж­на иметь раз­ре­зы.


Хомут 12.jpg.jpg

с раз­рез­ной ско­бой (“не­разъ­ем­ный хо­мут”) тре­бу­ет для ус­та­нов­ки разъ­е­ди­не­ния труб. Фи­к­си­ру­ет те­ле­ско­пи­че­ское со­еди­не­ние труб (вна­х­лест), на­руж­ная тру­ба долж­на иметь раз­ре­зы. Та­кой хо­мут обес­пе­чи­ва­ет луч­шую гер­ме­тич­ность, чем пре­ды­ду­щий.